Итоги Черной пятницы 2020: как прошла главная распродажа года в Украине во время пандемии
30.11.2020
Редакция: Ольга Коцофане. Автор: Ольга Коцофанэ
Черная пятница 2020 осталась позади. Различные исследовательские компании успели подвести итоги долгожданной распродажи. Мы собрали их данные в один материал, чтобы вы не упустили ни одной детали при подготовке к Черной пятнице 2021.
Планируют ли украинцы покупки на Черную пятницу?
По итогам исследования 4Service Group более половины респондентов (52%) совершили покупки в день распродажи. Хотя планировали отовариться всего 50% опрошенных. Вот только потратились многие не на то, о чем мечтали.
Шутка о человеке, который долго откладывал на машину, но сорвался и купил шоколадку, красиво вошла в украинскую реальность в этом году.
Среди воздержавшихся от покупок, 32% ― это те, кто не планировал и не купил, и 16% ― те, кто планировал и не купил. Последние либо не нашли скидок на нужные товары, либо вовсе уличили торговые сети в повышении цен перед распродажей и, соответственно, фальшивых скидках.
Товарные группы ― что покупали больше всего
Список самых востребованных товарных групп по сравнению с предыдущими годами, по данным 4Service Group, не изменился. Все так же на Черную пятницу 2020 женщины хотели покупать косметику, одежду и обувь, товары для дома, а мужчины электронику и бытовую технику. При этом в ходе опроса выяснилось, что одежды и обуви было куплено на 35% меньше, чем планировали изначально. Сердца продавцов бытовой техники также были разбиты о суровую реальность предпочтений украинцев – ее продали на 23% меньше. Это может свидетельствовать, как о переоценке покупателями своих финансовых возможностей в условиях пандемии, так и о скидках, которые в итоге потребителей разочаровали.
Однако у HUBBER топ-5 категорий товаров на Черную пятницу 2020 выглядит несколько иначе. Среди самых покупаемых товаров оказались:
- средства индивидуальной защиты и медицинские приборы;
- одежда и обувь;
- косметика и парфюмерия;
- бытовая техника;
- электроника.
Важно! Самыми продаваемым товаром на украинских маркетплейсах, по данным Hubber, стал пульсоксиметр.
Аудитории и их поведение на Черную пятницу 2020
Что касается разделения покупателей по половому признаку, то:
- электронику и гаджеты покупали 39,7% мужчин и только 15,1% женщин;
- косметику и парфюмерию 27,2% женщин и только 2,1% мужчин;
- 40,4% потребителей из группы 45+ покупали бытовую технику;
- товары для детей чаще всего покупали представители возрастной группы 25-34 года.
Средний чек в Украине на Черную пятницу 2020
Средний чек на Черную пятницу 2020 в Украине тоже подсчитала компания HUBBER. В классических мультитоварных маркетплейсах клиенты он составил 628 грн. У нишевых магазинов чек оказался выше.
35,7% опрошенных проголосовали, что потратили от 500 до 1 000 грн на Черную пятницу. По 11,1% и 20,6% респондентов проголосовали за чек 100-300 грн и 300-500 грн соответственно. Меньше всего клиентов (4,8%) завершили распродажный шопинг с чеком от 2 до 3 тыс. грн.
Чем были недовольны украинцы?
4Service копнул глубже и узнал, какие именно барьеры потребления помешали украинцам сделать покупки на Черную пятницу 2020. К первой категории покупателей относятся староверы – те, кто остался не сломлен пандемией и до сих пор предпочитает покупать в обычных офлайн-магазинах. Среди опрошенных таких оказалось 61,5%. Среди них:
- 38% пожаловались на то, что скидки были слишком маленькими;
- 36% опрошенных указали на то, что продавцы пытались обмануть их своей скидкой, завышая первоначальную стоимость;
- 25% были рассержены большими очередями в магазинах.
Следующая группа опрошенных уже оценила все преимущества онлайна и продолжает быть верной этому способу покупок даже в черную пятницу. Их оказалось 62,8% (из них42,6% — украинские интернет магазины и 20,2% — зарубежные) и это в основном люди в возрастной группе 18-44 года. Они жаловались:
- 32% на маленькие скидки;
- 27% на попытки продавцов обмануть о настоящих ценах;
- 14% на отсутствие желанных товаров.
Респонденты жаловались на то, что Black Friday в Украине – всего лишь жалкая пародия настоящей пятницы в США. И их мнение небезосновательно. Так, 20,9% предпринимателей признались HUBBER в том, что предварительно увеличивали цены на товары, чтобы потом организовать скидки на Black Friday.
Выводы о Черной пятнице 2020
Рынок был готов к росту продаж на Черную пятницу 2020, но некоторых магазинам не удалось конвертировать своих клиентов в реальных покупателей в погоне за сверхприбылью. 28,6% респондентов HUBBER совершенно недовольны объемом продаж в праздничный день. Но, так или иначе, результаты говорят о том, что по сравнению с обычной неделей, прирост составил +320%. Если брать бытовую технику, то рост, сравнительно с предыдущими неделями, составил от +250% (холодильники) до +450% (телевизоры).
Чтобы быть эффективнее в следующем году, мы бы рекомендовали бизнесу работать над покупательским опытом онлайн и офлайн. Помимо стандартного набора маркетинговых активностей, стоит уделить внимание проработке вышеупомянутых 4Service Group потребительских барьеров. Например, устранить проблемы с оплатой и доставкой, предоставить реальные скидки, а также позаботиться о наличии товаров в достаточном количестве.
Подготовлено по материалам 4Service Group и HUBBER.
Читайте больше полезных статей, чтобы подготовиться к Черной пятнице (Black Friday), на блоге Webpromo: